«Важно не то место, которое мы занимаем, а то направление, в котором мы движемся»
Л.Н.Толстой
В концепции модернизации российского образования особо подчеркнута важнейшая роль учреждений дополнительного образования детей, как «одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов социального и профессионального самоопределения детей и молодежи».
Программа развития МБОУ ДОД « Детская школа искусств» Первомайского района Оренбургской области на 2013-2017 годы представляет собой основные стратегические направления работы по созданию условий для перспективного развития Школы, обеспечивающих повышение качества обучения и воспитания обучающихcя, формирование их компетенций в интеллектуальной, коммуникационной, информационной, профессиональной сферах.
Дополнительное образование детей можно охарактеризовать как сферу, объективно объединяющую в единый процесс воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Основное предназначение системы дополнительного образования детей заключается в создании условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области и профиля дополнительной программы. Реализации этой задачи способствует многообразие видов деятельности, личностно – ориентированный характер образовательного процесса, его направленность на развитие мотивации личности к познанию и творчеству, профессиональное самоопределение детей, их самореализация. Система образования в сфере культуры и искусства, являясь частью общей системы отечественного образования, выявляет особенности развития общества в тот или иной исторический период.
Наиболее важным показателем системы образования в области искусства является качество образования в детских школах искусств. Высочайшие достижения российской культуры были осуществлены благодаря уникальной системе непрерывного образования в области искусства, основой которой являются детские школы искусств, которые могут стать не только центрами предпрофессиональной подготовки по традиционным специальностям в сфере искусства, но и в немалой степени способствовать распространению культурной толерантности, выступать мостом между культурными традициями народов, формировать мультикультурное мировоззрение у детей и подростков через всестороннее изучение и творческое постижение искусств разных стран и народов. Система детских школ искусств всей своей деятельностью должна быть нацелена на подготовку людей с активным творческим потенциалом, готовых к созданию интеллектуальной творческой среды, способной изменить лицо страны и обеспечить ее высокую конкурентоспособность. Таким образом, сохранение и развитие сети детских школ искусств как одной из важнейших составляющих образовательного и культурного пространства страны стало первоочередной задачей федеральных, региональных и муниципальных органов власти.
Изменения, внесенные в Закон РФ «Об образовании», в 2011 г. позволяют говорить о возможности преобразования системы деятельности детских школ искусств. Так, указанные изменения предусматривают реализацию в детских школах искусств дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств, которые, в свою очередь, реализуются на основе федеральных государственных требований.
Федеральным законом № 145-ФЗ предусмотрена реализация в детских школах искусств, являющихся первым звеном трехступенчатой модели образования в области искусства, дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства.
Основными задачами дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства являются выявление одаренных детей и подготовка их к возможному продолжению образования в области музыкального искусства в средних и высших учебных заведениях соответствующего профиля с учетом сложившихся традиций по подготовке профессиональных кадров для отрасли культуры, духовно-нравственного, эстетического воспитания подрастающего поколения.
Новая Концепция развития образования в сфере культуры и искусства позволит детским школам искусств осуществлять деятельность, направленную на укрепление позиций признанного во всем мире российского высокоэффективного профессионального образования в области музыкального искусства в соответствии с историческими традициями.
Реализация Новой Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации направлена на достижение стратегических целей социально – экономического развития страны, в том числе на удовлетворение потребностей граждан в образовании и духовном развитии, повышение роли предметов художественно – эстетического профиля.
Образование в сфере культуры и искусства призвано обеспечить решение следующих задач:
- реализовать эстетическое воспитание подрастающего поколения;
- выявить музыкально одаренных детей, обеспечить соответствующие условия для их образования и раскрытия творческого потенциала;
- приобщить граждан Российской Федерации к ценностям отечественной и зарубежной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;
- воспитать подготовленную и заинтересованную аудиторию слушателей и зрителей;
- повысить значимость культуры и искусства при реализации основных и дополнительных образовательных программ;
- реализовать нравственный потенциал искусства как средства формирования и развития эстетических норм поведения и морали личности и общества.
НАЗНАЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа определяет приоритетные направления развития МБОУ ДОД «Детской школы искусств » Первомайского района Оренбургской области до 2017 года, а также описывает процесс управления инновационными процессами в художественно – эстетическом, предпрофессиональном образовании и ресурсное обеспечение развития учреждения. В программе определены цели, направления и сроки реализации основных задач в развитии детской школы искусств.
Реализация Программы развития предполагает консолидацию усилий администрации, педагогического коллектива, обучающихся и их родителей (законных представителей) в МБОУ ДОД «ДШИ» Первомайского района Оренбургской области.
Программа предусматривает организацию работы педагогического коллектива, администрации, общественности родителей учащихся по решению основных задач Программы развития Школы.
НОРМАТИВНО – ПРАВОВАЯ ОСНОВА
- Конституция Российской Федерации;
- Конвенция о правах ребенка (принята Генеральной ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года);
- Закон «Об образовании» Российской Федерации;
- Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24.07.1998 3 124-фз с внесенными изменениями);
- Концепция развития детских школ искусств в рамках проекта Программы развития системы дополнительного образования детей в РФ до 2020 г.;
- Положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.06.2012 г. № 504);
- Федеральная целевая программа «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 г.»;
- Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.»;
- Устав МБОУ ДОД « ДШИ » Первомайского района Оренбургской области
- Концепции развития детских школ искусств в Российской Федерации;
- Аракелова А. О. О реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств (Министерство культуры Российской Федерации, Российская Академия музыки им. Гнесиных) (Часть 1,
часть 2)
- Гладких В.Г. Технология разработки программы развития учреждения дополнительного образования: теория и практика. - Оренбург - 2003
- Домогацкая И.Е. Школа искусств – назад в будущее?: К реализации Федерального закона №145-ФЗ.
Сведения о школе
Историческая справка.
«Детская школа искусств» Первомайского района Оренбургской области была открыта в 1967 году. В 1991 году школе предоставлено здание бывшего райкома партии. Форма владения - оперативное управление (свидетельство о государственной регистрации права от 28.12.2004 года). Общая площадь -615 кв. м.
31.07.1995г.- Муниципальное учреждение культуры Детская школа искусств. Устав учрежден отделом культуры администрации Первомайского района приказ № 16 от 31.07.1995г..Зарегистрирован администрацией Первомайского района распоряжение № 344Р от 10.08.1995 г.
21.12.2001г.- Муниципальное учреждение дополнительного образования детская музыкальная школа (искусств) Первомайского района. Устав утвержден комитетом по управлению имуществом Первомайского района Оренбургской области. Распоряжение №52 от 21.12.2001 г. Зарегистрировано распоряжением Главы администрации Первомайского района Оренбургской области от 21. 12. 2001г. №837Р.
24.03.2004 г.- Муниципальное учреждение дополнительного образования « Детская школа искусств» Первомайского района Оренбургской области. Распоряжение администрации Первомайского района №263Р от 24.03.2004 г.
07. 08.2009г.-Постановление администрации Первомайского района Оренбургской области «Об утверждении Устава Муниципального учреждения дополнительного образования детей «Детская школа искусств» Первомайского района Оренбургской области №500-П.
14.03.2011г.-муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств»Первомайского района Оренбургской области. Утвержден постановлением администрации Первомайского района от 14. 03. 2011г. №149-П.
21.07.2011г.- Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств»Первомайского района Оренбургской области. Постановление администрации Первомайского района Оренбургской области от 21.07. 2011г. №620-П.
Информационная справка
Адрес: 461980, п. Первомайский, Первомайский район Оренбургской области, ул. Гагарина 10а, тел. 4-14-69
Лицензия: серия РО№032592 регистрационный №240-7 от 04.08.2011г. на право ведения образовательной деятельности выдана Министерством образования Оренбургской области.
Свидетельство: о государственной аккредитации АА 098424, регистрационный №100 от 08 .01.2009г.
Учредитель: Администрация Первомайского района
Директор школы: Советникова Ольга Васильевна.
За более чем сорокалетнюю историю своей деятельности школа воспитала несколько поколений учащихся. Многие из них сейчас успешно работают в учебных заведениях России: филармониях, театрах, консерваториях, в музыкальных училищах и детских садах и музыкальных школах.
Школа укомплектована кадрами. Квалификационный состав и высокий уровень профессионального развития педагогов обеспечивает их эффективное участие в инновационных изменениях происходящих в образовательном учреждении.
В данный момент в школе работает 16 преподавателей, обучается более 250 детей. Контингент учащихся и преподавательского состава может изменятся в связи с условиями муниципального задания.
Школа имеет следующую образовательную структуру:
Музыкальное отделение является самым многочисленным по количеству учащихся, предоставляет ребятам большой выбор музыкальных инструментов: фортепиано, аккордеон, баян, гармонь, балалайка, духовые инструменты; проводятся дополнительные занятия по ансамблю, вокалу, коллективному музицированию.
Хореографическое отделение
Здесь дети обучаются классическому, народному, эстрадному, современному танцам.
Отделение музыкального фольклора:
Открыто недавно. Отделение интересно своим своеобразием. Дети изучают народное творчество, фольклор, его истоки, исторические и культурные ценности народов мира и РФ.
Эстетическое отделение для детей 5-6 лет
Оно включает в программу обучения уроки хореографии, музыкальные занятия, музыкальный инструмент (по выбору). Ставит своей целью познакомить детей с различными видами искусства, дать общее эстетическое развитие, приобщить к системным занятиям, дать первоначальную профессиональную подготовку по выбранным музыкальным инструментам, а так же помогает родителям выявить способности своих детей.
Основная задача ДШИ - формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания образовательных программ, их адаптация к жизни в обществе.
Школа самостоятельна в выборе форм, средств и методов обучения и воспитания в пределах определяемых Законом РФ «Об образовании». Она также самостоятельна в выборе систем оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся.
Формы организации учебного процесса
-групповые и индивидуальные занятия;
-коллективное музицирование;
-предметы по выбору;
-конкурсы, фестивали;
-академические концерты и прослушивания;
-концерты;
-открытые уроки;
-внеурочные мероприятия;
Годовой календарный график МБОУ ДОД «Детская школа искусств»
Начало учебного года
|
1 сентября
|
Продолжительность учебного года
|
36 недель
|
I четверть-9 учебных недель
IIчетверть- 7 учебных недель
IIIчетверть- 11 учебных недель
IVчетверть-9 учебных недель
|
с 01. 09. по 30.10.
с11.11 по 28.12.
с10.01. по 20.03.
с 21.03. по 31.05.
|
Начало занятий
|
I смена-9.00 до 13.00
II смена- 14.00 до 21.00.
|
Окончание учебного года
|
31 мая
|
Продолжительность рабочей недели
|
6 дней
|
Продолжительность каникул:
-осенние с 01.11.по10.11.
-зимние с 29.12. по 09.01.
-весенние с 21.03.по 30.03.
|
10 дней
12 дней
10дней
|
Основные цели и задачи определяющие педагогическую работу школы
«Два человеческих изобретения
Можно считать самыми трудными:
Искусство управлять и искусство воспитывать»
И. Кант
Цели:
-повышение уровня профессиональной культуры и педагогического мастерства преподавателей;
-сохранение стабильно-положительных результатов в обучении и воспитании учащихся;
Задачи:
-Организовать систему методической работы в школе с целью развития педагогического творчества и самореализации инициативы преподавателей;
-Познакомиться с достижениями педагогической науки и практики, с новыми
технологиями, уметь применять эти знания для анализа и самоанализа
педагогической деятельности;
-Пополнять информационный педагогический школьный банк данных через
Обобщение и изучение опыта работы своих коллег;
-Создать методические разработки, адаптированные и модифицированные
Традиционные методики, индивидуальные технологии и программы;
-Совершенствовать педагогический и методический уровень мастерства
преподавателей;
-Выявить опыт работы педагогов, заслуживающий обобщения и распространения;
-Создавать условия для укрепления психологического комфорта, уважения,
содружества всех участников общешкольного коллектива: учителей, детей, родителей;
-Развивать познавательный интерес, повышать интеллектуальный и профессиональный
уровень учащихся через разнообразные формы учебно-педагогической деятельности;
-Формировать у учащихся духовные ориентации, художественно-эстетические потребности, национальное самосознание и твёрдую гражданскую позицию на основе традиций и идеалов русской православной культуры;
-Создавать психолого-педагогические условия для творческого и профессионального развития детей в соответствии с их способностями и интересами;
-Обеспечить достойный профессиональный уровень образования, соответствующий
программным требованиям, сочетающий нормативные требования, рекомендации
Министерства Культуры, Министерства Образования РФ
Показатели, которые могут улучшить деятельность ДШИ
-Углубленная работа коллектива по единой методической теме,
-Поиск новых форм организации образовательного процесса,
-Использование современных образовательных технологий,
-Системность методической работы.
Проведение единой методической недели (ЕМН).
Формы ЕМН:
открытые уроки, научные сообщения, мастер-классы, иллюстрированные показы,
заседания отделов по единой методической теме (ЕМТ), круглый стол,
предполагающий обсуждение и дискуссию.
Цель методических мероприятий: Повышение уровня профессионального
мастерства педагогических кадров, включение их в творческий педагогический поиск.
Задачи:
- Совершенствование методического мастерства преподавателей.
- Выявление опыта работы педагогов, заслуживающего обобщения и
распространения.
В работе педагогов обращается внимание на:
-оценку своих творческих способностей и анализ собственных возможностей;
-знание инноваций в своей области и способы их применения;
-чёткую формулировку целей, задач и этапов нововведений;
-программирование и корректирование результатов процесса.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ
Новое время требует переосмысления существующих образовательных практик, а целью системы ДШИ становится формирование с помощью всех возможных форм творческого образования позитивных изменений уровня культурного образования населения страны. Необходимым становится сделать доступным освоение детьми не только традиционного, но и современного творческого инструментария в целях дальнейшего саморазвития личности, а также обеспечить условия для активного воздействия на социокультурную общественную жизнь с помощью обретенных творческих навыков.
Программа решает следующие задачи развития детской школы искусств, реализуемые в рамках целевых программ и проектов:
- Усилить роль педагогического коллектива, способного работать в условиях реализации новых программ предпрофессионального образования;
- Сформировать эффективное управление инновационными процессами в школе, позволяющими доводить проекты до режима активного функционирования;
- Усилить социальное взаимодействие школы с родителями, другими учреждениями и организациями, заинтересованными в решении проблем музыкального воспитания детей. Данные программы находят свое отражение в рамках родительских собрании, проведении открытых уроков, концертов, спектаклей для родителей, дней семейного творчества, организации лекций и лекций-концертов.
- Сохранить традиции нравственно – эстетического и патриотического воспитания учащихся (в то числе и через репертуар);
- Подготовить профессионально – ориентированных учащихся для дальнейшего продолжения образования в музыкальных учебных заведениях за счет:
- выявления одаренных детей в области искусства и их подготовки к возможному освоению образовательных программ среднего и высшего профессионального образования соответствующего профиля;
- обеспечения качества и преемственности в реализации предпрофессиональных программ, являющихся основными условиями функционирования системы образования в области искусств;
- воспитания у детей любви к искусству;
- повышения привлекательности/статуса творческих профессий;
- Сформировать будущую аудиторию культурного слушателя, способного к восприятию и критическому осмыслению искусства за счет:
- раскрытия творческого потенциала детей и подростков;
- воспитания и развития у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
- Создать современную образовательную среду для достижения поставленных целей.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1.Создание и реализация дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ по всем специальностям, согласно ФГТ, с целью привлечения наибольшего количества детей к творческой деятельности;
2. Взаимодействие с учреждениями и организациями культуры, с общеобразовательными школами, детскими садами, культурно -досуговыми учреждениями с целью поиска и выявления одаренных детей в области искусства для их обучения по предпрофессиональным программам, а также совместной реализации дополнительных программ, проведения творческих, культурно-просветительских мероприятий;
3.Взаимодействие со средними профессиональными и высшими профессиональными образовательными учреждениями соответствующего профиля с целью совместного выявления и дальнейшего профессионального становления одаренных детей, обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, получения консультаций по вопросам реализации образовательных программ, использования передовых образовательных технологий, осуществления повышения квалификации педагогических работников на регулярной основе;
4.Расширение географии деятельности, популяризация культурного образования среди населения за счет организации культурно-просветительской деятельности, интеграции форм и методов творческого воспитания в иные сферы общественной жизни (например, проведение творческих мероприятий в коррекционных центрах, больницах и т. п.).
5.Сохранение контингента учащихся в рамках муниципального задания.
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
- Повышение квалификации преподавателей и концертмейстеров по всем специальностям на базе Центра дополнительного профессионального образования и инновационных технологий ГБОУ ВПО «ОГИИ им. Л. М. Ростроповичей».
- Посещение семинаров и мастер-классов, проводимых ГБОУ СПО « Бузулукский музыкальный колледж» ( в течение учебного года);
- Подготовка и выдвижение кандидатур из числа учащихся на стипендию администрации Первомайского района (каждый квартал), а также на получение стипендии министерства культуры, общественных и внешних связей Оренбургской области (по итогам года)
- Разработать программу по работе с молодыми специалистами в целях их быстрой адаптации в Школе («Школа молодого специалиста»);
- Подготовка учащихся к районным, зональным, областным конкурсам по различным специальностям, проводимых :
- Министерством культуры и внешних связей Оренбургской области, ГБОУ СПО «Бузулукский музыкальный колледж», ГБОУ ВПО «Оренбургский Государственный Институт искусств им. Л. И М. Ростроповичей»;
-Подготовка учащихся к международным ,городским конкурсам и фестивалям по различным специальностям ,интернет конкурсы .
- Проведение педагогических концертов с исполнением репертуара для учащихся «Детской школы искусств»и других образовательных учреждений района(ежегодно);
- Организация работы преподавателей над индивидуальными методическими темами, подготовка и участие в областных семинарах (ежегодно);
- Создание школьной научно-методической базы, содержащей инновационные разработки преподавателей школы (ежегодно);
- Ознакомление преподавателей с новейшей литературой, методическими пособиями, разработками, технологиями (ежегодно).
УЧЕБНО – ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- Творческие отчеты классов преподавателей на всех отделениях (ежегодно);
- Выездные мероприятия с посещением абонементных филармонических концертов с последующим обсуждением (2 раза в год);
- Выступления учащихся и преподавателей школы в Районной библиотеке, районном Доме культуры, в Доме Детского творчества (совместные мероприятия) к юбилейным и праздничным датам;
- Цикл лекций – концертов «Широкая мелодия России», «Рождественские и пасхальные вечера» для жителей Первомайского района в зданиях ДК и др. поселковых учреждениях района.(ежегодно);
- Выступления с концертными программами:
- в детских садах Первомайского района;
- в общеобразовательных школах Первомайского района;
- в районной библиотеке (помощь в организации и проведении мероприятий для детей и взрослых);
- в социальных учреждениях района;
- Выступления студентов и преподавателей Бузулукского музыкального колледжа:
- на творческих мероприятиях «День Славянской письменности и культуры»;
–лекции-концерты как элемент профориентационной работы;
- Организация творческих встреч со студентами высших и средних учебных заведений культуры .
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОРГАНИЗАЦИЯМИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ДРУГИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
- Мероприятия по патриотическому воспитанию:
- Концерты в честь Дня пожилого человека для жителей района (ежегодно);
- Концерты ко Дню матери (ежегодно);
- Концерты ко Дню учителя (ежегодно);
- Концерты ко Дню Победы (ежегодно);
- Концертные выступления в Школах района к тематическим мероприятиям(по плану)
- Концерты ко дню защитника отечества;
- Концерты ко дню защиты детей и ко дню детства;
- Ведение информационного сайта Школы (постоянно);
- Проведение преподавателями и учащимися школы православных праздников концертов совместно с Духовно-просветительскими центрами в п. Первомайский, п. Соболево, с. Красное;
- Помощь преподавателей теоретических и музыкальных дисциплин ГБОУ СПО «Бузулукский музыкальный колледж» в организации и проведении фестивалей и концертов в совместных проектах «Широкая мелодия России» и «День Славянской письменности и культуры».
Международные связи:
- Интернет-конкурсы: internen muzik competition(Международный музыкальный интернет-конкурс)
- Поездка на стажировку вМеждународную летнююакадемию в г.Ля Бурбуль(Франция)
- Ежегодные выездные мероприятия в рамках обмена культурными связями в Республику Казахстан (п. Дарьинский)
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Обеспечение наличия высшего образования у всех преподавателей детской школы искусств (до 2017 года);
- Ежегодная деятельность администрации школы по привлечению молодых педагогических кадров;
- Работа администрации с кадрами с целью создания резерва на замещение должностей заместителя директора по учебно-воспитательной работе и директора школы;
- Ходатайство перед Комитетом по культуре о поощрении сотрудников школы Грамотами Комитета и Министерства культуры Российской Федерации за высокие показатели, премии «Преподаватель года» Оренбургской области.
РАЗВИТИЕ МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ
1. Капитальный ремонт внешнего фасада здания по периметру(2015-16г.)
2.Косметический ремонт помещений школы (ежегодно);
3.Списание амортизированных музыкальных инструментов. Замена на новые высококачественные инструменты (ежегодно);
4.Замена устаревшего оборудования школы (ежегодно);
5.Оснащение школы современной оргтехникой (ежегодно);
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Повышение качества обучения и воспитания обучающихся, формирование их компетенций в сферах искусств и культуры;
- Обеспечении комфортного психологического климата каждому ребенку, активизации его деятельности во внутреннем и внешнем плане;
- Обеспечение высокого уровня освоения предпрофессиональных общеобразовательных программ;
- Использование информационных технологий преподавателями для подготовки и проведения уроков, внеклассных мероприятий, при создании проектов.
- Выявление и ориентирование одаренных детей на дальнейшее профессиональное обучение.
- Формирование у учащихся способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
- Повышение мотивации учащихся на достижение успеха в формировании навыков саморазвития через освоение методов самопознания, самооценки, самоуправления, самопроектирования в процессе учебной и внеурочной деятельности с использованием мультимедийных и информационных технологий.
- Повышение компетентности и методического мастерства преподавателей.
- Повышение эффективности проводимых уроков и их практической направленности.
- Интенсификация взаимодействия с общественными организациями и социумом.
- Удовлетворение спроса на дополнительные образовательные услуги населения Первомайского района.
- Улучшение условий обучения, развитие материально – технической базы Школы.
|