Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств»
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ
п. Первомайский
2013 год
Концепция развития учреждения
Детская школа искусств – муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей, основным предназначением которого являются: развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация программ и услуг в интересах личности, общества и государства.
Концепция развития учреждения представлена в Программе «Развитие детской школы искусств Первомайского района Оренбургской области» сентябрь 2013 – сентябрь 2017 года», которая определяет стратегические приоритеты развития детской школы искусств, основные направления, ресурсы и действия по их реализации.
Стратегическая цель Программы
Модернизация образовательного процесса в соответствии с приоритетами современной образовательной политики в области музыкального искусства
Задачи, направленные на реализацию стратегической цели:
- Введение федеральных государственных образовательных стандартов предпрофессионального музыкального образования.
- Выявление, поддержка и сопровождение одаренных детей, создание им оптимальных условий для творческой самореализации.
- Формирование новой культуры педагогического труда
- Совершенствование системы воспитательной работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию активного слушателя классической музыки.
- Развитие экономической инициативы школы.
Ключевая идея
Модернизация образовательного процесса, обеспечивающая условия для подготовки образованных музыкантов-любителей (слушателей и исполнителей) академической музыки и предпрофессионального обучения наиболее одаренных учащихся как будущих специалистов музыкального искусства, создание пространства образовательных услуг, способных удовлетворить образовательные потребности, как общества, так и каждого обучающегося.
Обоснование ключевой идеи Программы
В настоящее время перед учреждениями дополнительного образования стоят такие задачи как: выработка средств развития творческой индивидуальности детей, внедрения в педагогический процесс новейших эффективных технологий, с помощью которых ребенок способен познать мир в таких формах деятельности, которые ему близки, доступны, в наибольшей мере способствуют его развитию. Музыка, будучи важнейшей частью духовной культуры человечества, одновременно является испытанным средством выявления и развития творческой индивидуальности ребенка, помогает развитию творческого потенциала личности в целом. Социальный заказ со стороны общества и государства предполагает, что образование должно формировать активное, творческое начало в личности. Вопросы личностного развития учащихся - музыкантов стоят особенно остро в связи с тем, что в процессе освоения музыкального инструмента проблемы технологии обучения часто ставятся на первый план, оставляя развитию музыкальности, артистизма, личностных качеств, мотивации, интереса к занятиям на музыкальном инструменте второстепенную роль. Востребованность инновационного опыта по раскрытию творческой индивидуальности в реальной педагогической практике актуально, потому что изменившееся представление об обществе и культуре, привели к необходимости формирования и развития нового творческого человека.
С внесением изменений в статью 26 п.1.1. Закона РФ «Об образовании» Детская школа искусств получила статус учреждения дополнительного образования детей, в котором реализуются «дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств в целях выявления одаренных детей в раннем детском возрасте, создания условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретения ими знаний, умений и навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществления их подготовки к поступлению в образовательные учреждения», и впервые для образовательных программ вводятся федеральные государственные стандарты. Вместе с тем, начальное музыкальное образование, осуществляемое в детских школах искусств, является особым видом дополнительного образования детей, двуединая цель которого не только в предпрофессиональном обучении наиболее одаренных учащихся как будущих специалистов музыкального искусства, но и в подготовке образованных музыкантов-любителей, слушателей и исполнителей академической музыки. Независимо от конечных целей обучения, начальное музыкальное образование будет осуществляться на общей профессиональной основе с учетом возможностей, склонностей и мотивации учащихся, и направлено на разностороннее — духовно-нравственное, эмоциональное и интеллектуальное, эстетическое и художественное, творческое — развитие личности учащихся средствами музыкального искусства.
Двуединство целей начального музыкального образования определяется, прежде всего, тем, что процесс обучения будущих музыкантов — любителей и профессионалов — направлен на постижение духовной значимости академических видов и жанров музыки, их культурно-эстетической ценности. Содержание начального периода обучения в ДМШ должно обеспечить комплексное (системное) развитие у учащихся основных музыкальных способностей, базовых знаний и практических (исполнительских) навыков. Методы преподавания будут опираться, с одной стороны, на традиции, исторически сложившиеся в отечественной музыкально-образовательной культуре, с другой — на методологические установки, определяемые современными данными базовых наук: философии, культурологии и эстетики, искусствознания и музыковедения, психологии и педагогики (в том числе музыкальной). Для выполнения государственных стандартов, руководствуясь «Концепцией начального музыкального образования в детской школе искусств», процесс модернизации школы включит в себя существенные изменения в содержании, структуре и методах работы.
Миссия школы
позиционирование школы, как ведущего центра дополнительного художественного образования в культурно-образовательном пространстве Первомайского района, обеспечивающее приобщение молодого поколения к высокому искусству, выполнения в обществе важнейших задач сохранения и распространения среди молодежи богатств национального и мирового музыкального наследия.
В основу построения образовательного пространства положены следующие концептуальные принципы развития школы:
- принцип единства воспитания–обучения–развития целостной личности учащегося-музыканта;
- принцип совместного творческого поиска педагога и учащегося в процессе образовательной и творческой деятельности;
- принцип адаптации содержания и методов учебного материала и программных требований к особенностям и потребностям личности, способностям и возможностям каждого учащегося;
- принцип открытости при которой школа становится открытой для широких социальных связей;
- принцип самоценности каждого участника образовательного процесса;
- принцип организации учебного и воспитательного процесса - активизация познавательно-творческой деятельности обучающихся, формирование интереса к учебе, друг к другу, к жизни.
- Анализируя нынешний этап развития школы, мы попытались ответить на три основных вопроса, сведя их сознательно к формулировкам в простом и понятном виде: Что от нас хотят? Что мы можем сделать? Как мы это будем делать? Представим структуры, которые выступают по отношению к школе в роли заказчика в обобщенном виде.
- Государство- возлагает определенные надежды в цепи духовного возрождения России, укреплению ее статуса как великой державы в сфере культуры и искусства.
- Макросоциум- деятельность школы нацелена на развитие дарований, на сохранение национальных, сложившихся традиций в области культуры и искусства.
- Микросоциум- создание эстетической развитой и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей. Активизирующей художественную жизнь района, профессиональная ориентация выпускников для подготовки творческих кадров в сфере культуры района.
- Родители- желают, чтобы ребенок получил музыкально-эстетическое образование, посещая школу, основанную на порядке и осознанной дисциплине. Школу, в которой уважаются права ребенка, в которой обеспечивается душевный комфорт.
- Ученики- хотят, чтобы в школе было интересно учиться, чтобы к ним относились с уважением, видели в них личность, хотят иметь учебный успех, хотят иметь качественное музыкальное образование.
-
Деятельность школы основывается на таких ценностях, как:
- доверие и уважение друг к другу обучающихся, педагогов, родителей;
- психологический комфорт для всех участников образовательного процесса;
- свобода творчества обучающихся и педагогов;
- творческое взаимодействие участников процесса «Семья – ребенок - школа»
В реализации данных задач школа
1.Гарантирует обучение учащихся на уровне не ниже государственных образовательных стандартов за счет использования разноуровневой дифференциации и технологии адаптированного обучения.
2. Осуществляет концепцию развивающего обучения, основные положения которой:
-вне деятельности нет развития;
-только то обучение является развивающим, которое опирается на зону ближайшего развития ребенка.
Коллектив школы видит своих выпускников творческими, стремящимися к знаниям людьми, обладающими навыками общей культуры, саморазвития, самообразования, понимающих и ценящих силу искусства.
Детское художественное образование имеет глубокие корни и традиции. Сделать все от нас все зависящее для сохранения и совершенствования этих традиций - миссия нашей школы.
|